Виктор Викторович Саргин

{Дубровский}

Опять каникулы. Что-то мой разум за сессию состарился на одних лекциях и учебниках, ему бы "настоящую, собачью еду попробовать..." :) Шутка. А вот пища для ума действительно бы не помешала - не только же техническими науками развиваться, надо что-то и pro anima (для души - лат.) подыскать. Пойду-ка я в магазин, но сначала посмотрю, что народ наш читает, чтобы купить себе чтение по самой последней моде.

Где народ читает? Ну уж не в библиотеке - поколение NEXT выбирает PEPSI! В метро пойду, там смотреть буду.

Первое на пути - газетно-журнальный киоск. На фиг. О, вот симпатичная девушка. Что читает? COSMOPOLITAN? Мимо. Сразу пропускаю еще с десяток девиц среднеюного возраста с набором СOOL (girl), BAZAAR, VOGUE, НАСТЯ, ОНА... - это, скорее, пища для глаз, нежели для ума. Зачем я вообще смотрю на их чтение? А-а, вдруг захочу познакомиться с какой-нть цыпочкой - будет о чем поговорить.

О, вот, наконец, сидит девица с книжечкой, ура! Жалко только, что книжечка маленькая - не весь фейс ее прикрывает, страшна она больно. Ладно, ближе к книге. Маленькая, А4/2 формата, толстенькая (>150 стр), мягкая обложка. На обложке золотыми буквами название и автор, точнее авторша. Вокруг пестрый рисунок - женское и мужское лица, роза и сабля. След взят. Позже замечаю еще нескольких дам с подобными книгами.

Теперь перейдем к мужикам - посмотрим на их книги. Тут дела обстоят разнообразнее. Основная масса читает либо техническую, либо экономическую литературу. Но меня интересует художественная. Ребята помоложе читают "фэнтази" - Толкиен, Перумов, Желязны. На обложках картинки с вооруженными девицами в очень сексуальных доспехах в стиле Валеджо. Не интересно, пройденный для меня этап. У мужиков постарше литература другая - на обложке обычно нарисованы пистолет (кастет, нож, автомат, реже - базука), пачка денег и крепкая перекошенная мужская морда. Наверное, это главный герой. Иногда где-то в углу есть черная кошка и симпатично-хитрое женское личико. Ладно, на что смотреть знаю, теперь можно и в магазин идти. Пойду в "Библио-глобус" - он большой.

Нахожу отдел художественной литературы - вот радость! Все как в метро. На полках ровными рядами стоят эти маленькие (для дамских сумочек) пестренькие книжицы с золотыми названиями. Несколько книг каждого автора. Обложки такие же одинаковые - лица, обнаженные женские тела, розы и пистолеты. Оказывается, это любовные романы. Сюжеты в основном схожие - молодая фигуристая дура ищет приключения на свою задницу. И находит. А потом долго и нудно из них выбирается, переспав с кем-нибудь на каждой странице. Такое ощущение, что в мире кроме героини больше спать не с кем - вот к ней, бедненькой, все и лезут. Кроме: её "главного" возлюбленного, с которым ей никак не удается, и её "главной" соперницы, которой в конце книги обычно влетает за "все дела". Конец у всех книг - "end of happy". Разница лишь в окружающей обстановке - авторы помещают героинь в разные природно-климатические пояса и времена. Испания, Италия, Аргентина, Америка, деловой сити или ранчо в прерии, кругосветное путешествие или отрезанная от мира непогодой деревня - всё сгодится в качестве декораций. Очень трогательно описаны постельные сцены - хочется потрогать... пистолет. Проверить, заряжен ли он, и назначить встречу авторше где-нть в тихом парке вечерком.

С этими все ясно - девушек с такими книгами буду сторониться, посмотрю теперь на мужскую литературу - детективы. Товар не новый, новые подходы. Если раньше Конан Дойль или Кристи и покушались замешивать в детективах королевскую семью или государственную власть, то делали это аккуратно, на уровне любовных похождений или мелкого мошенничества отдельных индивидуумов. Теперь всё, что угодно - защищают президентов, ищут золото партии. Причем, чем выше заберутся, тем круче детектив. Что? Базукой, в городе, средь бела дня? Легко! Пить весь день, а потом в кровать с осведомительницей за информацией? No problem! Изменились и сами сыщики - на смену флегматам типа Пуаро или аскетам типа Холмса пришли другие ребята - покруче. Они владеют всеми видами оружия, психологическими приемами, боевыми искусствами, у них "трудное" боевое прошлое. Эти могут ради пользы дела пить неделями (А Холмс бы просто притворялся) и легко ложаться в кровать (про Холмса молчу). Ну и мир борется с ними также - все против, все предают, последнего более-менее хорошего друга убирают на 12 странице. Совершенно новые сюжеты не придумываются. Кажется, можно создать программу, пишущую детективы - по random'у подставляются враги, цели, предатели, ситуации - много можно нашпарить. Герой может быть простым парнем или сыщиком, прошлое - военным или тюремным, цель - спасти чью-то шкуру (свою, девушки, императора, банкира), честь, деньги. Враги - отдельные маньяки, киллеры-одиночки, мафия, ВПК, государство в целом. Предатели - своя девушка, друг, спецслужба и т. д. (По-моему, без предательств уже не могут.)

А ведь за всей этой мишурой теряется главное - сыщик должен работать головой, а не кулаками. Чем и были хороши прежние Пуаро и Холмсы - они не себя защищали. На них замахивались редко. За их работой мозга следить было приятно и удобно - всегда в нужный момент появлялся удивленный простяк Ватсон, и Холмс доходчиво объяснял "ему", как он думает.

Грустно, грустно мне стало. Вся классика, создававшаяся веками, оказалась никому не нужна. Скучна? Возможно. Не каждого заставишь читать Толстого и Достоевского. Я сам не прочитал "Ромео и Джульетту" - не выдержал их ласок. Но и классика тоже может быть интересной - надо просто отбросить мысль о том, что это "классика", а так же расстрелять всех создателей школьной литературной программы - именно она виновата в не сильной любви народа к классике. Черт возьми, можно же подобрать себе чтение под настроение. Не обязательно прочитывать всего автора - могут быть любимые произведения или любимые места в них. Паустовский хорошо описывает природу, Достоевский и Толстой внутренний мир человека, Гоголь ужасы, а Чехов жизнь. Иногда их произведения слишком тяжелы и печальны, но и ироничных вполне достаточно.

Просто их надо читать - как лекарство. И однажды, вы вдруг скажете: "Ёлки, я ведь все это чувствовал, но не мог выразить это такой точной и правильной фразой".

И станете читать дальше. А потом (через несколько томов полного собрания сочинений) заметите, что и мысли ваши в голове стали появляться не обрывочными фразами, а правильно построенными логичными предложениями, и "мусора" в мыслях стало меньше, и весь ход мышления идет "как по писаному".

И поймете вы, что это хорошо. И скажете классикам спасибо.

А пока сотрите хотя бы с них пыль...