Горбачёв

Кострома - 2001

Да вот, что-то прорвало. Сижу я тут, вбиваю потихоньку Север-2000, и подумал - а чего не вбить, даже не вбить, а написать, Кострому? Why not, так сказать? Ну вот этот текст и появился.

Предисловие

Текст будет написан немного в другом виде, чем Север-2000. Там идёт, по сути, чисто дневниково-путёво-записочный материал. Здесь всё будет несколько иначе. Почему так - не знаю, просто хочу попробовать.

Хронология

Приблизительно... Кстати не помню, надо у Юрика спросить... А нет, помню, это было под день рождения Роберта, то есть 1 декабря. То есть где-то двадцатые числа ноября прошлого года - я узнал про заповедник. Соответственно, появилась идея.

Стоп, надо начинать раньше. Лето, точнее, август 1999, Соловки. Рождение Лосиной теории. То, что уже тогда предопределило эту поездку.

Итак, в ноябре-декабре прошлого года появляется идея про поездку в заповедник. Когда - пока неизвестно. Но понятно, что на каникулах. Зимние отпали - всем надо отдохнуть. Вторые - тоже (Пушкино)... Кстати, надо будет тоже описать. Пушкино, я имею ввиду. Остались весенние. Но ещё был Суздаль.

Следующий срок - Пушкино. Тогда было решено, что вообще поездка состоится на весенних каникулах. Точно. Куда - пока неясно, но что куда-то - обязательно. Начинает формироваться команда.

Следующий срок - наверное, первая неделя марта. Мы с Ленкой прозваниваем, соответственно, Кострому и Суздаль. По Суздалю - проблемы. Решение принято. Мы едем в Кострому.

Теперь - до 20 марта - формирование команды лицеистов. 21 марта я покупаю билеты. Туда. Почему туда, не обратно - чуть позже. Здесь - только хронология.

24 марта. Первая общая (почти) встреча команды. В лицее.

25 марта. Покупка билетов обратно.

28 марта. Отъезд в Кострому (21:54, поезд №150 Москва-Кострома).

29 марта. Прибытие в Кострому (4:30), пришли на базу. После завтрака - экскурсия по городу и в Ипатьевский монастырь. После обеда - свободное время. Вечером - мафия.

30 марта. Утро - приезд Ленки, Юрика и Натальи (5:00). После завтрака - серебро и лоси. После обеда - свободное время. Вечером - проводили Ольгу, затем - удивительно - попели. Потом почитали на ночь и спать.

31 марта. После завтрака - завершение, уборка. Затем - переезд в Ярославль. В 16:30 - поезд. В 20:12 мы были в Москве. Всё.

Перемещения

Я специально выделил это в отдельную часть, потому что это было интересно. Сначала всё было хорошо. Просто замечательно - 150, Москва Кострома, ежедневно, 149, Кострома - Москва, ежедневно. Первый уходит в 21:52, приходит в 4:30, второй уходит в 23:10, приходит в 6 утра. Все суппер. 21 марта я с этим приехал в кассы. Оказалось, что 149-ый 31 марта из Костромы не ходит. Ни в Москву, ни в Улан-Уде, ни в Йоулоупукке. Вообще никуда. И вообще 31 марта через Кострому поезда не ходят. То есть их вообще есть всего два. Один - фантастический поезд Москва - Хабаровск (через Ярославль не проходит, через что-то там еще крупное не проходит, а через Кострому проходит). Другой - этот самый 149-ый. Причем хабаровский будет только числа 4 апреля.

Значит, надо ехать хитро. Через Ярославль. То есть на автобусе до Ярославля, затем на поезде до Москвы. Благо, и того, и другого много (и поездов, и автобусов). Покупка обратных билетов откладывается до воскресенья, 25 марта. До отъезда - три дня.

24 марта я встречаюсь с лицеистами в лицее, объявляю всем про изменения в наших планах, что мы поедем в Москву через Ярославль (уже само по себе вещь интересная), что в Москве будем не 1 апреля, а 31 марта, где-то в 23 часа с чем-то. Точно сообщу во вторник, 27 марта.

25 марта поехал за билетами. Из 4 или 5 поездов, которые у меня были, осталось 1. Все остальные оказались "летними" - они вводятся летом. Этот один - экспресс "Ярославль-Москва" 16:30, прибытие в Москву в 20:12. Тот, на котором мы возвращались на осенних каникулах. Это означало отъезд из Костромы где-то в 13 часов. Вообще говоря, выбора не было. Я взял билеты на него. Итак, №127 Ярославль - Москва.

Кстати, интересно покупал. Оказалось, больше 8 билетов в одни руки не дают. Пришлось покупать два раза - сначала 8 в одной кассе, затем 4 в соседней. Весело!

Осталась одна проблема. Даже не проблема, а, скажем, неопределенность - билеты от Костромы до Ярославля. Там автобус. Ходит несколько раз в день. Но в этот день, 31 марта, поездов, как я говорил, нет. Поэтому этот вид транспорта пользуется популярностью. То есть билеты надо покупать заранее.

С этим все было в порядке. Купил в пятницу утром. Интересно было, когда поехали в автобусе. Поначалу всё в порядке. Как у всяких людей с официально купленными билетами. Единственное, что мы сели не на свои места, а поменялись с какой-то бабулькой, чтобы она села с внучкой. Точно не помню. Едем, едем, потом вошли люди, и подошли к нам с Федей. У них оказались билеты также купленные официально на наши места. Пришлось пустить. Вообще говоря, в автобусе стоя ехало довольно много людей. Наверное, именно поэтому нас остановили на выезде из Костромы - что-то проверяли у водителя... Проверяли минут 20. Еще минут 40 - и всё... В том смысле, что мы бы опоздали на поезд. Но всё оказалось в порядке.

Приехали в Ярославль. Но как бы... Не совсем туда. Надо об этом сказать два слова. В Ярославле два железнодорожных вокзала. Один - на который приходят поезда дальнего следования, другой - на который приходят электрички. Нам нужен первый. Нас привозят на второй. Все решилось просто - сели на электричку и доехали. Были на основном вокзале в 16:10. Поезд - в 16:30. Сбегали с Юриком за едой. Ну и поехали. Так всё кончилось.

База

Мы жили на базе Центра детского туризма. Добрались до неё достаточно легко. Во-первых, мне подробно всё описали, как идти. Мне говорили - вы придете на привокзальную площадь, сядете на троллейбус №2, проедете три остановки... Я все не мог понять - откуда возьмется троллейбус в 4:30 утра. Ан нет, действительно взялся. Оказывается, там всегда к московскому поезду приходят троллейбусы. Благо поезд единственный.

Ну так вот, мы проехали эти три остановки, вышли у универсама "Кострома". Я оставил ребят на площади, сам пошел на разведку. Базу нашел достаточно быстро. Пришли, бросили вещи. Я пошел смотреть дом.

Сначала скажу, что я уже знал. Первое - там будет еще группа человек на тридцать. И второе - в части помещений идёт ремонт.

Что оказалось. Группа действительно была. И ремонт действительно был. Причем они дополняли друг друга - там где была группа, там ремонта не было, а там, где группы не было, был ремонт.

Мы поселились в одной большой комнате. Непосредственно в ней ремонта не было, но это немногое меняло. Кровати пришлось вынести из комнаты, где уже была группа. Ничего. Вынесли. Шесть штук. Никто даже не проснулся. На них положили девчонок. Ребята легли на полу - больше кроватей не было. Матрасы, правда, нашли. Одеяла тоже.

С утра пошли искать умывальник. Нашли. В шкафу. Нет, правда, открывали шкаф, заходили в него и там умывались.

В какой-то момент нам выдали постельное бельё.

Нет, в общем-то условия более-менее. Было, где спать, было тепло. Но, с другой стороны, мне сказали, когда я договаривался, что 15 человек точно можно будет разместить.

Когда другая группа уехала, это было в пятницу вечером, нам предложили переехать на их места. Мы отказались. Во-первых, уже привыкли, а, во-вторых, оставалось ещё чуть-чуть...

Сама база расположена в двух шагах от Волги. Мы туда ходили гулять. Прямо рядом с нами был большой мост через неё. Мы и там ходили гулять.

Несколько слов о том, где нас кормили. Это ресторан Русь. В 10 минутах ходьбы. Достаточно удобно. Ходили мы туда через нору. Мы так окрестили подземный переход под мостом. Как кормили... Хорошо. Но это неинтересно.

Пару раз готовили сами. Получилось. И ещё о еде. У нас каждый вечер был кефир (или снежок, или ряженка - кому что хотелось и кому что удавалось купить). Причем - фантастика - снежок из Вологды! Это был мой, наверное, самый продуктивный вывод из Пушкино. В смысле на ночь пить кефир.

А лосиного молока так и не попили. Но об этом - дальше.

Мафия

Мы играли один вечер. Но как! Сначала мы сыграли первый раунд - две или три игры в комнате. Последняя - из разряда суперигр, последние два дня шли минут по сорок каждый... Или нет, там был такой только один последний день, когда остались Ольга, Женька и Анюта, и шёл он где-то часа полтора.

Потом еще минут двадцать не могли отойти. Решили играть новый раунд. Те, кто еще не спит. Набрали человек 10. Сели. Была... Одна игра, да? По-моему, одна. Там, где мы с Анютой были мафией и выиграли. Правда, нам повезло очень сильно. Я, честно говоря, думал, что уже всё... Нет, выиграли.

Вообще, судя по поездкам, мафия становится любимым нашим занятием. По крайней мере, проходит она отлично.

Провожание Ольги. Вечер и ночь в пятницу

Ольга Новгородова уезжала в пятницу вечером. На день раньше. Чтобы в субботу ехать на олимпиаду. Об этом было известно давно и именно поэтому Ольга была единственным человеком, у которого было все прозрачно с возвращением - 30 марта поезд Кострома-Москва нормально ходил, билет был куплен еще в первую закупку билетов в Москве.

Вот на этот поезд мы и пошли её провожать. Я грешным делом думал, что поедем провожать мы с Ленкой и всё. Но собрались все. Достаточно оперативно - при объявленном выходе в 22 часа вышли в 22:10. Вообще добрались достаточно быстро. Наверное, где-то в 22:40 мы были на вокзале. А поезд в 23:10. Пошли гулять вдоль платформы. Погуляли-погуляли пару раз - вроде пошла посадка. Ну пошла - так пошла.

Я проводил Ольгу в вагон, бросили вещи, затем вышли. Еще десять минут прощаний, затем Ольга села. Еще минут пять помахали в окно, затем она уехала.

Написал достаточно мало и сухо. Но просто я и так не очень люблю провожать. А писать об этом, видимо, еще меньше.

Мы стали возвращаться. Оказалось, что троллейбус №2 уже не ходит (типа, приходите лучше в 4:30). Ну ничего, прошли немного, сели на автобус, он нас довез до универсама. Когда пришли к базе, решили немного пойти погулять. К Волге. Но как-то говорили многие, а пошло нас в результате, кажется... Сейчас вспомню... Я, Женька, Артём и Аня. Четверо. Ну погуляли минут пятнадцать, тут меня начала вызванивать Наталья, типа, пора возвращаться.

Мы вернулись. Покефирничали.

Тут как-то интересно всё организовалось... Юрик с Ленкой и еще кем-то ушли в рекреацию (вот сейчас думал, как это назвать - лучше ничего не придумалось). И вот потихоньку все туда перешли. И мы попели. Удивительно, но факт. Я пытался вспомнить, когда мы пели последний раз. Мы точно пели летом 1998 года. А вот после этого... Ну будем считать, что не пели три года.

Попели наверное с часок, потом перешли к себе, еще попели (причём сказочку!).

А потом я почитал на ночь. Читал Баха "Далёких мест не бывает". С музыкой ("Волшебный мир Толкиена", со свечами - всё как положено).

Я горжусь теми, кто дослушал до конца. Потому что если бы я был поставлен в подобные условия - свет свечи, негромкая классическая музыка, голос, читающий Баха - я бы уснул через, ну, скажем, секунды три. Максимум десять.

После этого легли спать.

Лоси

Да, мы там были. Да, мы их видели. Да, мы их фотографировали. Да, мы их почесали.

В принципе, на этом можно заканчивать. Но ладно, расскажу немного подробнее.

Итак, под Костромой находится единственная в мире лосеферма. Там их одомашнивают, приручают. Они становятся ручными (ручной лось - есть в этом словосочетании что-то... Даже не знаю какое. А, Юрик?). И, собственно говоря, именно из-за посещения этого заповедника появилась Кострома.

На этапе первых переговоров с Костромой (первый раз я прозвонил Кострому уже где-то в декабре) я хотел связаться напрямую с заповедником. Чтобы, например, было так - мы у них поселимся, они нам всё покажут-расскажут, а мы им поделаем какую-нибудь работу. Оказалось, им помощь не нужна, у них не поселишься. Я спросил, как к ним попадают - они сказали, что к ним устраивают экскурсии часа на два-три. Я попытался объяснить, что нам бы недельку... Не вышло.

Второй раз я вышел на связь с Костромой уже в марте. Я нашёл базу, на который мы будем жить. Мне очень обрадовались, потому что у них уже была группа в 30 человек, и им как раз не хватало 15, чтобы заполнить автобус на экскурсию туда. Ну вот мы ими и стали. То есть экскурсия была запланирована сразу. Где-то за три недели.

И вот настала пятница. Сначала мы заехали в художественное училище. Там выставлены работы по серебру. Конечно, классно. И очень даже красиво. Но мыслями мы уже были там.

Доехали. Тут было первое испытание - автобус отказался ехать до конца. Типа он там не проедет. Наша экскурсоводша сказала, что там 6 (или 12) километров пешком. А было холодно. И ветрено. Но это, естественно, никого не остановило.

И мы пошли. Идти оказалось очень немного - ну километр максимум. В смысле до заповедника. При входе у нас забрали всю еду. Чтобы мы грешным делом не вздумали кормить их. Потому что однажды одного лосенка накормили хлебом вместе с целлофановым пакетом. Еле отходили.

Там еще немного прошли. И тут вышли они. они ходили вокруг нас, рядом с нами, они нас обнюхивали. Их можно было гладить, чесать, фотографировать. Да-да-да. Это были они. Настоящие. Правда, без рогов. Но они должны отрасти к лету.

В подобных условиях голова просто отказывалась соображать. Поэтому я ничего не услышал из того, что рассказывал один из лесников об их жизни. Мы с Юриком просто были не здесь...

О молоке мы также забыли. К сожалению...

Так это было.

Люди. Не наши

Интересная в этом отношении получилась поездка. Нигде, ни разу до этого столько людей не говорили мне столько плохого о других людях. Наш мужик, который нас размещал, ругался на ту группу, которая с нами жила. Мол, требуют каких-то потрясающих условий и т.д. Преподаватели московской группы - на нашу экскурсоводшу, что типа она не умеет совершенно работать с группой, состоящей из детей, грубит. Кроме этого ругались на условия проживания. Наша экскурсоводша - на преподавателей московской группы за... Сейчас не помню сути, но она мне тоже что-то говорила. И чего они мне всё это рассказывали?..

Мы. Команда

Стас Петров, Женька Ахуджанова, Татьяна Бадюль, Серёга Лобастов, Димка Гуров, Ольга Новгородова, Марина Гурова, Ксюша Лозница, Ленка Литвинова, Юрик Колеров, Наталья Гурова, Артем Коваленко, Таня Еремеева, Аня Громова, Фёдор Васильевич.