Леночка

Особого вдохновения, чтобы описывать две книги, о которых ниже пойдет речь, у меня нет - потому что они мрачные и безысходные, а пишу я для того, чтобы обратить ваше внимание на несколько любопытных фактов. Рекомендую прочесть Фаулза "Коллекционер" и Зюскинда "Парфюмер" последовательно. Я сама читала их с небольшим разрывом по времени и поэтому, наверное, заметила в них столько общего. Сейчас попробую провести несколько поверхностных параллелей.

Итак, и в той и в другой книге главный герой - просто чудовище, недочеловек, монстр, голем, существо упрощённое, лишённое нормальных человеческих эмоций и бессознательно компенсирующее их отсутствие гипертрофией своих моральных уродств. Главное, что их роднит - невозможность осознать отличие между добром и злом и, как следствие, осознать собственное уродство. Когда читаешь книгу, всё время ловишь себя на мысли - как хорошо, что я нормальный человек, как хорошо, что вокруг меня нормальные люди! А ещё чувствуешь (особенно в Коллекционере), как тонка грань между тьмой и светом, как легко за неё зайти - вот ты ещё человек, а вот, через секунду, уже нет.

Во-вторых, как бы это ни было абсурдно - обе книги о любви. И в обоих случаях объекты этой любви умирают по вине главного героя. В случае Парфюмера - это убийство, в случае Коллекционера - просто невежество, ничтожность и эгоизм (оказывается, это тоже может убить). В обоих случаях это не любовь в обычном понимании, это мания. Оба главных героя - и Гренуй, и Калибан - "консервируют" (в прямом и переносном смысле) то, что им доставляет удовольствие, оба не могут увидеть, понять и почувствовать красоты жизни, они понимают лишь красоту упрощённую, статичную, законсервированную и подчинённую, любовь к неодушевленному предмету. Обоими владеет желание засушить, спрятать, владеть безраздельно предметом своей страсти.

Книга Фаулза, на мой взгляд, намного глубже, чем "Парфюмер". Как обычно, там не один план повествования. И самый дремучий ужас вызывает понимание, что таких, как Калибан, вокруг много. Не маньяков, нет. Это, представьте, не самое в нём ужасное. Равнодушных, холодных, безразличных к окружающему миру людей. Фаулзу удалось создать редкостные по выразительности образы. Образа Миранды я касаться даже не буду, она - фон к этому тёмному кошмару, светлый, живой и яркий, тема любви к жизни в фуге смерти. Когда начинаешь читать книгу - через три страницы утомляешься от стиля речи Калибана, ощущение, что у него в голове - вата, или даже так - что тебя засасывает трясина серости и тупости. Ему не хватает красок и слов, и через какое-то время хочется отвлечься от книги, поднять голову и поговорить с кем-нибудь, у кого живой и образный язык. Он даже говорит и думает, как робот. Ничего человеческого. И очень жалко Миранду. В ее образ Фаулз вложил всё самое лучшее, что есть в человеке. Поэтому контраст с Калибаном особенно разителен. Уж не знаю, кто кого всё-таки подчёркивает. Они служат, наверное, фоном друг другу.

Вот про "Коллекционера", пожалуй, и всё. Напоследок цитата: "Поистине, всё зло мира проистекает из одного источника, и этот источник - вакуум человеческой любви к Богу и ближнему".

А "Парфюмер" совершенно явно написан немцем. Есть у немецких писателей свой особый стиль и дух. Мне в процессе чтения вспоминались и Гофман, и Гёссе, и Кафка. Налет мистичности, поэтичности и меланхолии на всём, что бы они ни описывали, и привычка (видимо, в силу особенностей национального характера) описывать невероятно дотошно, до мелочей, своего героя.

У меня ещё один совсем сложный ассоциативный ряд получился - "Замок" Кафки - "Парфюмер" Зюскинда - "Коллекционер" Фаулза. Интересно, кто-нибудь со мной согласен, что у всех трёх книг много общего?